04 мая 1996

Каталоги шрифтов

Опубликовано в журнале Полиграфия, №3, 1995 г.

Жанр шрифтового каталога имеет почтенную историю и ведет свое происхождение от пробных оттисков, по которым первые словолитчики, бывшие одновременно типографами, проверяли качество своих литер, прежде чем приступать к набору. Первый известный нам лист образцов шрифта 1486 г. принадлежит немецкому типографу Эрхарду Ратдольту. Один из первых известных нам каталогов шрифтовых образцов в форме книги был напечатан в 1658 г. в голландском городе Лейденепрославленной издательской фирмой Эльзевиров шрифтами из типографии ученого-ориенталиста Томаса ван Эрпе (Эрпениуса). Шрифтовые каталоги типографий были широко распространены в эпоху металлического набора, но с внедрением фотонабора необходимость в них значительно уменьшилась, и постепенно они почти совсем исчезли. Теперь шрифтовые возможности каждой типографии зависели уже не от количества приобретенных шрифтокомплектов или машинных матриц, а от конкретной системы наборной техники, укомплектованной одними и теми же или близкими по рисунку шрифтами. Тем более это верно сейчас, когда есть возможность набора огромным количеством цифровых шрифтов, которые практически одинаково воспроизводятся на любых выводных устройствах.
Однако каталоги фирм, которые сами создают и выпускают шрифты (словолитни, производители наборной техники, дизайнерские бюро) все равно представляют интерес. Хотя бы потому, что всегда интересны первоисточники шрифтов. Кроме того, старые каталоги шрифтов—незаменимые источники вдохновения для следующих поколений шрифтовых дизайнеров. Современные же каталоги позволяют представить себе мир наборного шрифта во всем его великолепии и сложности.

Среди первых каталогов словолитен были альбомы шрифтов знаменитого парижского словолитчика П. Фурнье (середина XVIII в.) и его же двухтомный труд Manuel Typographique (Типографическое руководство) 1766 г. Такое же название имело собрание шрифтов—итог всей жизни замечательного итальянского пуансониста, словолитчика и типографа Дж. Бодони, изданное его вдовой в 1818 г.
В России первый шрифтовой каталог появился в1748 г. в Санкт-Петербурге в типографии Академии наук. В 1761 г. был выпущен первый каталог шрифтов типографии Московского университета. До конца XVIII в. было издано еще три каталога этих типографий и каталог шрифтов Императорской типографии в Санкт-Петербурге. Все эти типографии имели свои словолитни и снабжали шрифтами более мелкие заведения. С конца XVIII в. в России увеличивается число типографий и специализированных словолитен, и в XIX в. ими было выпущено более 40 образцов шрифтов и шрифтовых каталогов. Среди них были такие крупные фирмы, как типографии С. Селивановского, А. Семена, словолитни Ж. Ревильона, О. Лемана, М. Вольфа. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было основано словолитное заведение Бертгольда, некоторыми шрифтами которого мы пользуемся до сих пор.


С начала XX в. до 1914 г. в России издано не менее десяти образцов шрифтов и шрифтовых каталогов. По этим (возможно, неполным) цифрам можно понять, насколько интенсивно шло шрифтовое проектирование во второй половине XIX и начале XX вв.: каждое из этих изданий содержало несколько сот образцов наборных шрифтов. Появились собственные кадры шрифтовых дизайнеров и пуансонистов, и Россия в этой области практически шла наравне с остальными «полиграфическими» державами.

После 1917 г. от всего этого великолепия осталось очень немного. Шрифтовое проектирование полностью прекратилось. Кадры квалифицированных работников исчезли, словолитни закрылись, шрифты в типографиях оказались разрозненными и частично пошли на переплавку. Итоги первого послереволюционного десятилетия подвел шрифтовой каталог треста «Полиграф» 1927 г. Это была попытка систематизации и приведения в какой-нибудь порядок того, что осталось. В нем помещены около 140 текстовых и заголовочных шрифтов (около 90 названий), а также отдельные цифры, наборные знаки, линейки и украшения. В дальнейшем число шрифтов еще более сократилось: комиссия по стандартизации шрифтов в 1930 году разработала стандарт ОСТ 1337 «Шрифты гартовые», куда вошла только 31 гарнитура (по современной классификации 20 гарнитур, 31начертание).
Хотя в конце 30-х годов шрифтовое проектирование в СССР возобновилось, каталоги шрифтов вначале выпускали только типографии. Первый сводный «Каталог ручных и машинных шрифтов», сравнимый с дореволюционными и включивший в себя значительное количество недавно разработанных шрифтов, был издан после почти десятилетней подготовки в издательстве «Книга» только в 1966 г. В него вошла 51 гарнитура (104 начертания), дроби и другие наборные знаки, бордюры, орнаменты и украшения. Однако в полиграфии в основном применялась Литературная гарнитура, а также Обыкновенная новая иЖурнальная рубленая. Внедрение фотонабора мало изменило ситуацию с отечественными шрифтами, хотя вместе с импортной наборной техникой появились несколько шрифтов западной разработки (Таймс, Гельветика, Гилл Санс и др.). Шрифты нашего фотонабора по ассортименту в основном повторяли шрифты металлического набора, что отразилось в следующем издании—в каталоге-справочнике «Фотонаборные шрифты», 1983 год, «Книга». Из 18 русско-латинских гарнитур (53 начертания), помещенных в нем, только две гарнитуры не имели аналогов в металле. Совершенно новым был раздел шрифтов особых графических форм (11 гарнитур, 21 начертание для набора на языкахармянском, грузинском, греческом, арабском, хинди, бенгальском иканнада). В 1985 году вышел второй том этого каталога, но в него не попали новые шрифты.

Широкое распространение персональных компьютеров и настольных издательских систем, подъем издательского дела и необходимость в шрифтах рекламного характера привели примерно с 1990 года к резкому увеличению производства наборных шрифтов. За пять лет количество шрифтов в России в несколько раз превысило все, что было сделано за предшествующие полвека. Однако шрифтовых каталогов в последнее время в России появилось совсем немного. У фирмы «Интермикро»вышло два каталога. Только что выпустила в свет последний, третий по счету, каталог своих наборных шрифтов фирма «ПараГраф». О нем хотелось бы сказать более подробно.
Сейчас каждый, располагающий компьютером и пакетом программ для рисования букв, может считать себя шрифтовым дизайнером, поэтому основная масса современных кириллических шрифтов выполнена гораздо хуже технически и эстетически, чем во времена их централизованного производства. Однако гарнитуры фирмы«ПараГраф» выделяются своим качеством—их проектирует команда профессиональных дизайнеров с многолетним опытом работы в отделе наборных шрифтов НИИполиграфмаша (единственное учреждение в стране, более полувека разрабатывавшее шрифты для полиграфии).«ПараГраф» сейчас располагает крупнейшей в России библиотекой цифровых шрифтов. В каталог под названием paratype 95 вошло 80 гарнитур (около 220 начертаний), в том числе 60 гарнитур латинско-кириллической графики (182 начертания), знаки фонетики, математики, ноты, орнаменты и украшения, арабские, грузинские, греческие и еврейские шрифты. Такое последовательное развитие шрифтовой библиотеки в наше неуютное время—явление в своем роде уникальное: многие аналогичные организации уже сменили род занятий или распались. Но и состав каталога тоже по-своему уникален. Там представлены и старые шрифты советской полиграфии: Академическая, Балтика, Журнальная рубленая, гарнитура Лазурского, Школьная, Букварная, и вновь разработанные кириллические версии известных латинских шрифтов: Ньютон (Таймс), Прагматика (Гельветика),Футурис (Футура), ФриСет (Фрутигер), Парсек (Браш), Коррида (Слоган) и другие. Некоторые шрифты—это цифровые версии дореволюционных шрифтов ручного набора: Бернхард, Гермес, Герольд, Каролла, которые дизайнеры фирмы «ПараГраф» собирают буквально по одному знаку из старых каталогов, восстанавливая тем самым российские шрифтовые традиции. Другие—проекты независимых дизайнеров, с которыми заключен договор о лицензировании их шрифтов. В последнее время в рекламе стали применяться шрифты, имитирующие рукописный почерк.
Первым таким шрифтом в России была Бетина Скрипт из библиотекиparatype, сейчас к ней добавилось еще несколько таких гарнитур. Сверхузкие декоративные шрифты тоже популярны сегодня—фирма«ПараГраф» была одной из первых, кто предложил на местном рынке оригинальные гарнитуры Маттерхорн, Монблан, Тауэрн.

1 / 100

Огромное значение на фирме придается международным связям, тем самым проектирование и производство кириллических шрифтов возвращается в русло мировой цивилизации. Первым международным проектом фирмы «ПараГраф», отраженным в каталоге paratype 95, был договор с всемирно известной американской фирмой Ай-Ти-Си(Международная шрифтовая корпорация/international typeface corporation/itc) о лицензировании и разработке легальных кириллических версий их замечательных шрифтов. После многолетней работы дизайнерами фирмы «ПараГраф» разработаны кириллические варианты шрифтов itc Авангард Готик, itc Баухауз, itc Бенгет Готик, itc Букман, itc Гарамон, itc Кабель, itc Нью Баскервиль, itc Цапф Чансери и других (всего 15 гарнитур, 49 начертаний).
Шрифты из каталога paratype можно встретить сегодня не только в московском метро или в петербургской газете. Они используются по всей России, в странах ближнего зарубежья, в Америке и Западной Европе для набора приблизительно на 80 языках. Чтобы можно было разобраться в вопросах компьютерных платформ, форматов и поддержки языков, в каталоге имеется справочный раздел.В него включена техническая информация о кодовых таблицах, стандартных клавиатурных раскладках и языках набора. Кроме того, для тех, кто хочет больше узнать о шрифтах и о типографике, в каталоге помещены краткие аннотации на каждый шрифт, толковый словарик шрифтовых и издательских терминов, советы начинающему издателю и другие полезные сведения.

Новая шрифтовая библиотека оказалась так велика, что в дополнение к ней для удобства пользователей был создан электронный шрифтовой каталог fontorder. Вы можете работать с fontorder на экране или распечатать его и получить нормальный бумажный каталог.Поработайте с этой программой, и вы увидите, насколько просто можно ориентироваться в обширных шрифтовых пространствах.
fontorder можно неограниченно копировать. Но гораздо проще получить самую последнюю версию электронного каталога прямо у производителя: по сети с www-страниц фирмы paragraph.

Обратная связь:

Прикрепите файл (не более 4 Мб)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Все новости