05 декабря 2000
Вдохновлённые голландским движением Де Стейль (De Stijl) и русским конструктивизмом, равно как и школой дизайна Баухауз (Bauhaus) в Дессау с её девизом «форма определяется функцией», европейские дизайнеры эксплуатировали элементарную геометрию на протяжении 20-х годов. Шрифт Футура (Futura) отражает эту страсть. Он был создан немецким книжным художником и педагогом Паулем Реннером/Paul Renner (1878–1956), который внедрил элементарные графические формы в шрифтовой дизайн, конструируя Футуру циркуля, треугольника и линейки. По его замыслу Футура должна была стать «шрифтом нашей эпохи». Само название гарнитуры предполагало, что это шрифт будущего. Первоначальная концепция Реннера была совершенно абстрактной. Рисунок шрифта должен был претерпеть многочисленные изменения, прежде чем фирма Бауэр (Bauer) выпустила его в 1927–30 годах. В начале гарнитура имела 6 начертаний разной степени насыщенности, плюс 3 узких начертания и одно с внутренним просветом. Затем количество начертаний было увеличено: появились наклонные и декоративные.
Все штрихи в каждом начертании спроектированы одной толщины, без контраста, и число элементов, составляющих каждую литеру сведено к минимуму. Буква о представляет собой правильную окружность, а строчные a, b, d, p, q были нарисованы путём прибавления к ней простой прямой линии. Буква t составлена из двух перпендикулярных штрихов, а нижний выносной элемент у j не имеет закругления. Прописная G не имеет нижнего вертикального отростка, а Q является правильной окружностью, пересечённой диагональным штрихом.
Футура и множество других геометрических гротесковых шрифтов были всеобщей любовью в конце 20-х и в 30-е годы и трактовались, как выражение современности и индустриальной культуры. Каждая компания-производитель шрифтов стремилась как можно скорее выпустить на рынок свой шрифт подобного рисунка: Эрбар (Erbar) 1922–1930 г.г. Якоба Эрбара/Jakob Erbar, Кабель (Kabel) 1927–29 г.г. Рудольфа Коха/Rudolf Koch, Метро (Metro) 1929–30 г.г. Уильяма Двиггинса/William A. Dwiggins, Темпо (Tempo) 1930–54 г.г. Хантера Миддлтона/R. Hunter Middleton и Спартан (Spartan) 1951–54 Сола Хесса/Sol Hess. Геометрические гротески пользовались бешеной популярностью до 60-х годов, когда стали доминировать так называемые новые гротески, такие, как Хельветика (Helvetica) и Универс (Univers). Тем не менее Футура широко используется современными графическими дизайнерами за её суровую геометрию и простоту формы.
Шестнадцатый век называют «золотым веком французской типографики». Французские издатели и печатники этого времени выпускали изысканнейшие книги, применяя шрифты так называемого старого стиля. При изготовлении своих шрифтов они вдохновлялись шрифтами, нарезанными для издателя Альда Мануция (Aldus Manutius) в Венеции известным гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo). Клод Гарамон (Claude Garamond) был независимым гравером-пуансонистом, чьи шрифты, появившись в книгах, изданных в Париже в 1530-х годах, достигли высочайшего уровня художественного совершенства. Считается, что он был одним из первых профессиональных пуансонистов и словолитчиков в истории.
Множество современных шрифтовых гарнитур, разработанных на основе шрифтов французского Ренессанса, носят имя Гарамона, начиная с некоторых версий начала 20-го века, но на самом деле они опираются на рисунки шрифтов Жана Жаннона (Jean Jannon), французского словолитчика начала 17-го века, который использовал шрифты Гарамона, как образец, повторяя их форму с небольшими изменениями в некоторых знаках. Шрифт Garamond 1917 года американской фирмы ATF (American Type Founders), спроектированный знаменитыми дизайнерами Моррисом Бентоном (Morris F. Benton) и Томасом Клеландом (T. M. Cleland), позже выпущенный как Garamond #3 фирмой Linotype, был основан на работах Жаннона. Этот шрифт спровоцировал разработку многочисленных новых версий шрифтов Гарамона множеством производителей по всему миру.
Шрифты на основе Garamond характеризуются большими и открытыми внутрибуквенными просветами в знаках a и e, причем последняя имеет горизонтальный центральный штрих. Верхние и нижние выносные элементы строчных имеют значительную длину, верхний выносной элемент знака f обладает сильно выраженной крюкообразной формой. Большинство верхних засечек у строчных имеют треугольную форму и наклонены влево. Это очевидное влияние каллиграфии.
Один из лучших современных шрифтов старого стиля Adobe Garamond был спроектирован американским дизайнером Робертом Слимбахом (Robert Slimbach) в 1989 году для фирмы Adobe Systems. После изучения исторических источников и множества современных версий гарамоновских шрифтов рисунок Adobe Garamond был разработан на основе оригинальных работ Клода Гарамона, появившихся в образцах шрифтов 1592 года словолитни Egenolff-Berner. Курсив Adobe Garamond основан на курсивах французского словолитчика 2-й половины 16 века Робера Гранжона (Robert Granjon), помещенных в тех же образцах шрифтов.
В 1975 году американская фирма ITC (International Typeface Corporation) выпустила свою собственную версию шрифта Garamond, спроектированную дизайнером Тони Стэном (Tony Stan). ITC Garamond отличается очень крупным очком строчных знаков и большим количеством начертаний, различных по насыщенности и пропорциям. Кириллические версии этого шрифта разработаны в фирме ParaType дизайнером Александром Тарбеевым в 1993–95 годах.
Шрифт Garamond, один из самых популярных шрифтов нашего столетия, может применяться по всему спектру современного графического дизайна, от книг и акциденции до рекламы и наружного оформления улиц.
Когда английский печатник и типограф Джон Баскервиль (John Baskerville, 1706–75) открыл свою типографию в 1750 году в Бирмингеме, он занялся поисками типографического совершенства, улучшая шрифты, печатный станок, краску и бумагу. Существующие средства не удовлетворяли мастера. Из-за желания достичь совершенства во всем, он выпустил свою первую книгу, издание Вергилия, только через 7 лет после начала работы. Баскервиль писал в 1758 году в предисловии к своему знаменитому изданию Мильтона «Утерянный и возвращенный рай», что восхищение красотой букв вызвало у него желание посодействовать еще большему их совершенству. Шрифты для Баскервиля резал его постоянный гравер Джон Хэнди (John Handy), проработавший на него не менее 28 лет.
В XVIII веке наблюдается постепенная эволюция шрифтовой формы. В начале века доминировала открытая антиква старого стиля, как, например, шрифты Уильяма Кэзлона (William Caslon), а в конце столетия их сменила антиква нового стиля Джамбатиста Бодони (Giambattista Bodoni)и Фирмена Дидо (Firmin Didot). Шрифты Баскервиля находятся в середине этого процесса трансформации и называются шрифтами переходного типа (Transitional).
Баскервиль старался усовершенствовать шрифты Кэзлона путем увеличения контраста между толстыми и тонкими штрихами, делая засечки более острыми и тонкими, меняя наклон оси овалов у округлых знаков на более вертикальный. Некоторые буквы стали шире, а их округлые штрихи по форме стали ближе к правильной окружности. Знаки стали более регулярными и последовательными по размеру и форме. Поскольку Баскервиль вначале работал, как каллиграф и резчик по камню, это вдохновило его на изображение каллиграфически изогнутого хвоста у буквы Q а также курсивных форм у прописных знаков J, R, N, T, Y, Z в курсивном начертании (росчерки вместо засечек, окончания с каплями). Для шрифта характерны также приподнятый каплевидный элемент вверху слева у буквы а и незамкнутая нижняя петля в букве g. Курсив Баскервиля гораздо спокойнее, чем у Кэзлона, угол его наклона более постоянный.
Хотя шрифты Баскервиля не пользовались популярностью в Англии, они были с восторгом встречены во Франции. Купленные после смерти мастера французским посланником в Англии Пьером-Огюстеном Кароном де Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais), автором «Женитьбы Фигаро», для издания сочинений Вольтера, шрифты Баскервиля впоследствии вдохновили Бодони и Дидо еще сильнее и решительнее изменить шрифтовую форму в сторону большего контраста в штрихах и трактовки знаков в гораздо более геометрически утонченном духе.
Американский книжный и шрифтовой дизайнер Брюс Роджерс (Bruce Rogers), создатель шрифта Сэнтор (Centaur), восхищенный шрифтом Баскервиля, разработал в 1917 году на его основе вариант для использования в издательстве Гарвардского университета. Английская фирма Monotype, в рамках программы возрождения старых шрифтов, выпустила свой Baskerville в 1923 году, фирма Linotype разработала свою версию Baskerville в 1931 году. Фирма Berthold в 1980 году выпустила новую версию этого шрифта Baskerville Book дизайнера Гюнтера Герарда Ланге (Günter Gerard Lange). В 1982 году фирма ITC лицензировала у фирмы Mergenthaler Linotype новый вариант этого шрифта, — ITC New Baskerville в 8-ми начертаниях, разработанный группой дизайнеров под руководством Джона Кваранта (John Quaranta). Дизайнер кириллической версии — Тагир Сафаев. И, наконец, в 1996 году дизайнер Зузана Личко (Zuzana Licko) из фирмы Emigre создала новую версию шрифта Baskerville под названием Mrs Eaves, названную так в честь Сары Ивз, экономки, а затем, после смерти ее первого мужа, жены Джона Баскервиля.
Гармония и красота шрифта Baskerville до сих пор вдохновляет графических дизайнеров применять его в книгах и журналах. Рациональность и рафинированность его формы делают Baskerville великолепным шрифтом, исполненным чувства достоинства и традиционной английской основательности.
Шрифт Франклин Готик (Franklin Gothic) был спроектирован в 1902–12 годах крупнейшим американским дизайнером шрифта Моррисом Фуллером Бентоном /Morris Fuller Benton (1872–1948) для фирмы American Type Founders/ATF, которая выпустила его жирное начертание в 1905 году. В том же году к нему присоединилось узкое начертание, а в следующем-сверхузкое. Свое название он получил в честь Бенджамена Франклина.
Термин «готик» (Gothic) был ошибочно присвоен шрифтам без засечек, разработанным в США в начале ХХ века. За исключением жирности между современными шрифтами, называемыми «готик», и средневековыми готическими шрифтами нет ничего общего. Очевидно, эти шрифты казались настолько чуждыми тогдашнему глазу, что их назвали по имени древнего германского союза готских племен, которые для культурного европейца эпохи поздней античности и раннего средневековья символизировали варварство. Интересно, что аналогичные шрифты в Европе, особенно в Германии, называются «гротески», что по-итальянски означает «причудливые, уродливо-комичные».
Рисунок шрифта Франклин Готик Бентона был навеян немецким шрифтом Акцидент Гротеск. Это шрифт без засечек (рубленый, или гротеск) с крупным очком строчных знаков. Он сохраняет некоторые анатомические характеристики, близкие к антикве. Доказательством этого служат типичные антиквенные формы строчного a и g с закрытой нижней петлей. Франклин Готик — жирный шрифт практически почти без контраста между вертикальными и горизонтальными штрихами. Только в местах примыкания изогнутых штрихов к основным в строчных b, d, h, m, n, p, q, u можно увидеть некоторое утоньшение примыкающих штрихов. Прописное A имеет плоский горизонтальный срез вверху, в месте соединения диагональных штрихов. У прописной C, строчных c и e концы изогнутых штрихов обрезаны под углом к осям координат, а у прописной Q — изогнутый хвост.
На протяжении ХХ века Франклин Готик выдержал натиск геометрических гротесков, рожденных движением Баухауз, таких, как Футура и Кабель, и также, несмотря на появление более поздних конкурентов, остался одним из лучших гротесков столетия. Он широко применяется, как в текстовом, так и в заголовочном наборе, но особенно активно — в газетах и журналах. Его популярность заставила известную фирму ITC в 1980 году выпустить свою собственную версию этого шрифта (дизайнер Вик Карузо/Vic Caruso), развитую до 8 начертаний, к которым в 1991 году добавилось ещё 12 узких и сверхузких начертаний (дизайнер Дэвид Берлоу/David Berlow). Кириллическую версию ITC Франклин Готик в 1995 выпустила фирма ParaGraph/ParaType (дизайнеры Исай Слуцкер, Татьяна Лыскова).
Некоторая информация сайта rus.paratype.ru больше не актуальна
Наш опыт создания шрифтов поможет и вам профессионально подготовить свой шрифт
Выступление Александры Корольковой на конференции Typetersburg