29 февраля 1996
В конце ноября 1995 года в Берлине состоялся второй ежегодный конгресс по экспериментальной типографике Fuse ’95. Он был посвящён альтернативным направлениям графического дизайна.
Fuse—детище британского художника Невилла Броуди. Второй конгресс получился ещё более успешным, чем первый, который проходил в Лондоне годом раньше. Символично, что местом проведения столь авангардного действия стал оплот, в недавнем прошлом, бывших немецких коммунистов—«Haus am Koelnischer Park». Здесь собрались несколько сотен шрифтовых дизайнеров, графиков, преподавателей и студентов из всех европейских стран, США, Австралии, Мексики и Латинской Америки. Только перечень имен докладчиков произведет впечатление на любого, кто в курсе дел в области авангардного графического дизайна: Дэвид Карсон, Невилл Броуди, Лук(ас) де Грот, Эрик ван Блокланд, Макс Кисман, Юст ван Россум, Герард Унгер, Гюнтер Герард Ланге, Дэвид Берлоу.
Россию на Fuse ’95 представляли Павел Иванов и Александр Тарбеев, сотрудники отдела шрифтов фирмы paragraph.
Сильнейшее впечатление производило само действо FUSE ’95. Можно пересказать содержание пленарных докладов, но передать их дух и атмосферу практически невозможно. Почти все выступления, представлявшие собой хэппенинги или инсталляции, вызывали живейший отклик набившейся в зал публики. Трудно представить, что ещё десяток лет назад здесь рукоплескали поцелуям Брежнева с Хонеккером коммунистические стариканы.
Невилл Броуди, патриарх современного шрифтового авангарда, рассказал об истории и развитии своего проекта FUSE. Сейчас это не только ежегодный форум авангардного графического дизайна, но и выпуск специальных FUSE-наборов четыре раза в год, содержащих новые шрифты и плакаты формата А2.
Дэвид Карсон представил свои старые и новые композиции, в том числе работы для журнала Wired. (Здесь Вы можете увидеть его электронный аналог на Интернете—Hotwired)
Лук(ас) де Грот привел общество в восторг своим проектом Move Me. Шрифты в формате Multiple Master трансформировались от классических контуров до эротических пиктограмм.
Голландцы Юст ван Россум и Эрик ван Блокланд в своем выступлении показали новинки в области технологии современного шрифтового дизайна, а немцы Алекс Бранчик и Томас Нагель продемонстрировали применение шрифтового и графического дизайна в оформлении визуального ряда техно-дискотеки. Их доклад представлял собой фрагмент совершенно особенного, звукового, визуального, абсолютно эмоционального события. Фантастическое сочетание техно-музыки и ритмичной слайд- и кино-графики, которая проецировалась на несколько экранов одновременно.
Во время выступлений огромный зал был совершенно забит. Свободные места не всегда были даже на лестницах и в проходах. Для тех, кто хотел принять не только пассивное участие во всеобщем действе, постоянно функционировала графическая лаборатория FUSE Lab. Студия была наполнена всеми инструментами дизайна, от перьев и карандашей до компьютеров Macintosh, так что каждый мог оттянуться по полной программе. (Единственный «писюк» на FUSE Lab был привезён из Москвы сотрудниками ПараГрафа.)
Прямо на стенах студии образовалась экспресс-выставка. Обсуждения и обмен идеями происходили повсюду: в холлах, кафе, ресторанах, стены которых представляли собой продолжение FUSE-выставки.
Основные FUSE-идеи и проекты пришли из Голландии, Швейцарии, Великобритании или Соединённых Штатов, но и российские участники приехали не с пустыми руками.
Большой интерес вызвала программа FastFont фирмы ParaGraph, которая позволяет буквально на лету создавать новые шрифты в формате True Type.
Вы берете, к примеру, существуюший шрифт. Модифицируете знаки на экране с помощью электронного пера, и получаете новый. Работа занимает всего несколько часов. Кроме того, можно сделать свой собственный рукописный шрифт или нарисовать совершенно новый и оригинальный.
ParaGraph показал публике программу ParaNoise, которая изменяет контуры шрифтовых знаков в соответствии со случайным законом, так что форма букв при выводе шрифта никогда не повторяется.
ParaNoise имеет больше десятка эффектов, шкалу для задания силы эффекта, автоматически генерирует новый шрифт и устанавливает его в систему. Эта программа обладает достаточной мощностью при простоте использования, что делает её идеальным инструментом именно для графического дизайнера.
Визуальная культура современного общества развивается очень быстро, и единственный способ удержаться на волне—получать своевременную информацию обо всех крупных событиях и новинках в мире дизайна.
Некоторая информация сайта rus.paratype.ru больше не актуальна
Наш опыт создания шрифтов поможет и вам профессионально подготовить свой шрифт
Выступление Александры Корольковой на конференции Typetersburg