24 мая 1996

Отечественное шрифтовое дело

Опубликовано в сокращённом виде в журнале Полиграфист издатель, №4, 1995 г.

Лаборатория наборных орнаментов и декоративных шрифтов

Одновременно с изобретением книгопечатания появились украшения на печатных страницах. Известны образцы использования наборных орнаментов такими крупными деятелями типографского искусства, какКлод Гарамон, Иван Федоров, Эльзевиры, Уильям Моррис и многие другие. В оформлении печатных изданий применяются и абстрактные украшения—простейшие линейки, геометрические фигуры. Словолитни и типографии в царской России имели очень большое количество комплектов наборных орнаментов, зачастую низкого художественного качества. После революции большая часть их была переплавлена в металл.
Еще в 1936 году в НИИ ОГИЗа РСФСР была разработана серия газетных украшений, состоящая из геометрических фигур и советских эмблем. А к планомерной работе по созданию наборных орнаментов приступили в 1946 году в Отделе новых шрифтов НИИПолиграфмаша во вновь созданной лаборатории наборных орнаментов.
На основе изучения орнаментов в русской рукописной и печатной книге были созданы рисунки и изготовлены в металле первые опытные серии наборных линотипных орнаментов «из русских мотивов» (худ.Н.Я.Караванский). А затем на основе образцов декоративного искусства народов СССР (предметов быта, посуды, одежды, ковров и т. д.) была начата работа по проектированию рисунков нескольких серий наборных орнаментов.
Рисунки наборных орнаментов, разработанные на основе народной орнаментики, надо было приспособить к требованиям наборной и оформительской техники—расчленить на отдельные составные элементы (раппорты).

Таким образом были разработаны целые серии орнаментов для ручного набора. В серии «Слава» (худ. Н.Я.Караванский, А.Н.Коробкова) использованы лавровые и дубовые листья с советской эмблематикой. В серии «РСФСР» (худ. Н.Я.Караванский, А.Н.Коробкова, И.С.Слуцкер) взят исходный мотив—лиственный орнамент, названный «Федоровским», который употреблялся на протяжении столетий в старопечатных книгах. В серии «Белорусская ССР» (худ. А.Г.Платунова, А.Н.Коробкова) введены мотивы белорусской вышивки. В серии «Казахская ССР» (худ. А.Г.Платунова, А.Н.Коробкова, Е.Г.Бельская), в серии «Узбекская ССР» (худ. А.Г.Платунова, И.С.Слуцкер, А.Н.Коробкова), в серии «Киргизская ССР» (худ. И.С.Жихарев, Н.А.Перова), «Таджикская ССР» (худ. А.Г.Платунова), «Туркменская ССР» (худ. А.Г.Платунова), «Карельская АССР» (худ. А.Г.Платунова)—во всех перечисленных сериях использовались мотивы соответствующей народной орнаментики. Каждый наборный орнамент, основанный на элементах народного искусства отдельных национальных республик, обогащает художественное оформление издательской продукции, но его применение требует большого внимания и такта. К сожалению, эта большая работа ОНШ, потребовавшая много творческих усилий и материальных затрат, не была полностью использована и внедрена в оформительскую практику издательств. Поход в 60-е годы против «украшательства» в архитектуре сказался и на издательской практике: все это было признано «излишеством».
В 1961–1963 годах в ОНШ по инициативе самих художников разрабатывалась тема «Создание серии буквиц, линеек». Г. А. Банникова создала для своей Банниковской гарнитуры 2 серии буквиц, а П. М. Кузанян для своей гарнитуры Титульная Кузаняна разработал целую серию линеек и концовок.

Теоретические работы

Основная работа Отдела новых шрифтов всегда состояла в решении художественно-конструкторских задач по проектированию рисунков шрифтов для типографского набора, однако вопросы теории шрифта и истории развития типографского дела также требовали внимания и изучения.

1 / 100

Вопросы проектирования и анализ художественного качества шрифта.

Практическая деятельность по созданию новых рисунков шрифта требует теоретического исследования, познания эволюции шрифтовых форм и закономерностей их развития.
Уже в конце 30-х годов в ОНШ предпринимались попытки разработать: нормы для проектирования рисунка шрифтов (руководитель темыН.П.Проскурнин), методику анализа построения шрифтов (руководители темы А.Н.Коробкова и Ф.Ш.Тагиров), критерии оценки художественного качества шрифтов (руководитель темыН.Я.Караванский).
Во всех этих темах ставилась задача на основе изучения закономерностей структуры и пластической формы шрифта помочь художникам проектировать новые рисунки шрифтов.

Проводились также и параметрические работы, связанные с различными видами и требованиями проектирования и эксплуатации шрифтов. На основе обобщения отечественного опыта по освоению и использованию зарубежных разработок шрифтов Ф.Ш.Тагиров написал работу на тему«Технологический процесс разработки рисунков копируемых шрифтов». В 1946 году в журнале «Полиграфическое производство» была опубликована статья Ф. Ш. Тагирова «Состояние и перспективы развития печатных шрифтов в СССР».
В 1956 году в НИИПолиграфмаше был выпущен специальный сборник материалов по научно-технической информации, где рассматривались вопросы состояния, ближайших задач и дальнейших мер по улучшению шрифтового дела в СССР со статьями профессора В.А.Артемова, М.Н.Ушаковой, Г.А.Банниковой, Н.Я.Караванского, Ф.Ш.Тагирова.Многие технические вопросы шрифтового проектирования рассмотреныН.А.Спировым в его труде «Обзор иностранной и отечественной литературы о деформации рисунка шрифтов в зависимости от разных видов печати», а также в книге «Проектирование и производство типографских шрифтов» (М., 1959).

Значительное теоретическое исследование провел Ф.Ш.Тагиров в своей статье «Язык, письменность, шрифт», опубликованной в сборнике«Проблемы рукописной и печатной книги» (М., 1976). Рассматривая вопросы взаимосвязи языка, письменности и шрифта, он пришел к выводу, что «…существует закономерная связь письменности с языком, шрифта с письменностью…»
Перу Ф.Ш.Тагирова, Н.Н.Кудряшева, Г.А.Банниковой, Н.Я.Караванского, Г.И.Козубова, Г.М.Барышникова и других ведущих специалистов отдела принадлежат и многие другие статьи и исследования по проблемам проектирования типографских шрифтов.

Психофизиология восприятия и удобочитаемость шрифтов

Изучение законов зрительного восприятия шрифтов позволяет определить их удобочитаемость как основной показатель качества текстового шрифта. При определении удобочитаемости шрифта нужно учитывать не только легкость распознавания графем, но и пластическое решение шрифта, его художественную форму, эстетику восприятия.
Впервые была разработана методика, по которой определялась сравнительная удобочитаемость различных гарнитур шрифтов в зависимости от квалификации читателя.
С 1932 по 1936 годы были проведены исследования удобочитаемости 19 гарнитур шрифтов. Руководили этими исследованиями ученые—профессор В.А.Артемов, А.П.Бружес, В.А.Головин, В.М.Ивина, Е.Н.Меллер, Н.Познанская, М.Н.Ушакова, О.Я.Шарипова.

В 1945 году профессором В.А.Артемовым и Е.Н.Меллер был составлен обзор экспериментальных работ и исследований в области удобочитаемости шрифтов за период 1935–1945 годы.
В 1972 году М.Н.Ушакова составила обзор работ по удобочитаемости шрифтов, предназначенных к включению в проект нового стандарта типографских шрифтов взамен ГОСТ 3489–57.

Наряду с этими исследованиями в ОНШ велись работы по определению величины допусков на межбуквенные пробелы, по установлению зависимости удобочитаемости текстового шрифта от формата полосы набора, по определению пределов использования одного базового рисунка для изготовления пуансонов нескольких кегелей и многие другие.
В 1947 году в ОНШ А.Н.Коробковой и Б.Н.Бегуновым была начата работа по изысканию фотомеханического способа проектирования рисунков шрифта. Был использован метод ракурсного фототрансформирования. Исследования показали, что при наличия одного исходного рисунка прямого светлого начертания возможно методом трансформирования получать основу рисунков вторых базовых кеглей и производных начертаний: наклонных, узких, широких и т. д.

Работы по исследованию опыта в вопросах искусства шрифта и при проектировании типографских шрифтов

В 1950–1957 годах под руководством Ф.Ш.Тагирова в отделе была проведена работа по обобщению опыта ведущих мастеров книжного оформления в области искусства шрифта и исследования по вопросам проектирования типографских шрифтов, разрабатываемых художниками отдела.
Выдающиеся мастера искусства книги В.А.Фаворский, Н.И.Пискарев, П.М.Кузанян, И.Ф.Рерберг в своих автомонографиях высказали ценные суждения об искусстве шрифта, являющиеся важным подспорьем для последующих поколений художников, работающих в этой области.
Ряд художников отдела, занятых разработкой оригинальных типографских шрифтов, составили творческие отчеты о проделанной практической работе.

Г.А.Банникова в своем отчете «Процесс проектирования Банниковской гарнитуры» поделилась опытом критического использования исторического наследия при создании своей гарнитуры и прослеживает поиски основного различия между типами шрифтов, рассматривая вопросы классификации. Н.Н.Кудряшев в своем труде «Опыт проектирования текстового шрифта для набора газет» рассказал о первом опыте по разработке отечественного газетного шрифта и сформулировал основные требования, которым должны отвечать газетные шрифты. М.Г.Ровенский в своем исследовании «Шрифт в книжном оформлении Д.А.Бажанова» описал мастерство графических работ Д.А.Бажанова в книжном оформлении, его индивидуальную манеру рисунка шрифта—«Бажановский почерк» и возможность использования рисунка его шрифта для разработки типографской гарнитуры.

Выпуск информационных проспектов

В Отделе новых шрифтов по мере разработки новых типографских гарнитур возникла необходимость выпуска информационных материалов для ознакомления типографий и издательств с новыми шрифтами, а также для использования этих шрифтов в издательской практике.
Еще в 50-е годы в ОНШ были выпущены информационные листки на гарнитуры Брусковая газетная, Журнальная рубленая и Бажановская. А с середины 60-х годов было принято решение на каждый вновь разработанный типографский шрифт выпускать информационный проспект по типовому образцу с краткой справкой об авторе, назначении и комплектации шрифта, с показом рисунка шрифта в алфавите и в наборе текста различными начертаниями и кеглями. Образцы набора в несколько строк выполнялись текстом идентичного содержания—отрывком из очерка М.Горького «О книге», что позволяло сравнивать рисунки шрифтов в различных гарнитурах.
За время существования ОНШ было выпущено свыше 40 проспектов, в основном двухполосных, по типовому макету тиражом в 2 тысячи, а для наиболее оригинальных гарнитур были сделаны четырехполосные проспекты (Банниковская, Бажановская, Титульная Кузаняна, Акцидентная Телингатера и др.).

Особо выделяются по оформлению проспекты, сверстанные по макетам самих авторов—создателей типографского шрифта. Информационный проспект к гарнитуре Акцидентная Телингатера решен по макетуС.Б.Телингатера. Признанный мастер искусства книги, долгие годы занимающийся графикой типографского шрифта, показал различные возможности применения своего шрифта в печатной продукции. Известный оформитель книги, мастер каллиграфического шрифтаП.М.Кузанян представлен двумя проспектами: к гарнитуре Титульная Кузаняна для строкоотливного, крупнокегельного «СК» и ручного набора, а также к афишно-плакатному шрифту Гранит для ручного набора. Типографский шрифт Пискаревская гарнитура, созданный одним из крупнейших ксилографов, мастером книжной гравюры и оформления книги Н.И.Пискаревым, показан в различных текстах книжного набора в сочетании с гравюрами и заставками работы автора.
Много трудностей приходилось преодолевать в деле продвижения заказов на печатание проспектов в типографиях. Ведь типографии из-за постоянной загруженности плановой работой были совершеннно не заинтересованы заказами тиражом в 2 тысячи. И только благодаря руководителям типографий, понимающих необходимость выпуска подобной продукции, удавалось размещать заказы.

Хочется отметить бескорыстную заинтересованность и уважение к художнику Н.И.Пискареву со стороны тогдашнего директора типографии «Литературной газеты» В.С.Святских , принявшего и выполнившего заказ на проспект к гарнитуре Пискаревская, также как и решение директора типографии №2 издательства «Наука» тов. Тасьмана, принявшего заказ сразу на 3 проспекта.
Благодаря таким людям можно было выполнять нужную работу по выпуску информационных проспектов.
В связи с этим необходимо вспомнить активного участника выполнения всех этих работ по выпуску информационных проспектовА.А.Оносовского. Прошедший воинскую службу матросом, а затем работавший в типографии печатником, он обладал огромной трудоспособностью и любовью к труду. В процессе подготовки к изданию очередного проспекта он доставлял в типографии матрицы типографских гарнитур с набором и сам помогал печатнику готовить печатную форму. Последние годы своей работы в ОНШ он стал мастером-фотографом и добивался блестящих результатов в процессе подготовки оригиналов рисунков шрифта к дальнейшей разработке.
Он остался в памяти всех его соратников по работе!

1 / 100

Персоналии

Теперь , рассматривая деятельность Отдела наборных шрифтов за весь обозримый более чем пятидесятилетний период (1938–1993), нужно признать, что сложившийся коллектив работников отдела сохранил традиции русского типографского шрифта и старался использовать в своей работе мировой опыт развития типографского искусства.
Следует сохранить имена активных участников зарождения и развития типографского дела в нашей стране, в те далекие годы.

Ф. Ш. Тагиров, основавший и многие годы возглавлявший отдел, прошел школу Фаворского в двадцатые годы во ВХУТЕМАСе. Обладая обширными знаниями и широким кругозором, он разрабатывал большой круг вопросов по проектированию новых типографских шрифтов и технологии их производства на всех этапах в процессе освоения. Тагирову принадлежит приоритет в создании первых в стране шрифтов особых графических форм, в частности, арабских, индийских и корейских. Он оставил ряд исследовательских работ по вопросам теории шрифта и истории развития типографского дела. Тагиров пользовался большим авторитетом среди художников, типографских и издательских работников. Недаром многие художники-графики называли ОНШ «институт Тагирова». В начале 60-х годов ему ампутировали ногу, но он продолжал работать до 1978 года.

Н. Н. Кудряшев — первый художник отдела, взявшийся за разработку первого отечественного газетного шрифта. Он создал по разработанной им совместно с З.А.Масленниковой методике самое большое количество типографских гарнитур для различных типов изданий. Среди его шрифтов всеми признанная гарнитура Кудряшевская энциклопедическая, разработанная в 5-ти начертаниях в огромном ассортименте знаков (русских, латинских, греческих, математических, нотных, астрономических, лингвистических, готических, кириллицы, глаголицы и многих других). Ее применение в третьем издании 30-томной Большой Советской Энциклопедии принесло издательству экономию в 4 с лишним миллиона рублей. А гарнитура Словарная Кудряшева, использованная издательством «Русский язык» для набора на 124-х языках народов мира, потребовала разработки тысяч рисунков шрифтовых знаков. Кудряшев отличался необычайным профессионализмом в работе и доскональным знанием наборной техники. Он был одним из немногих проектировщиков наборного шрифта, разрабатывавшим в своих гарнитурах капительные знаки. Кудряшев обладал огромной работоспособностью и оставил после себя большое количество невостребованных замыслов и эскизов, которые могут и должны быть использованы.

Г. А. Банникова прошла основательную школу как художник-график в ленинградской Академии художеств еще в 20-е годы. Профессор В.А.Левицкий, знаток истории искусства шрифта,который вел курс искусства шрифта в Академии художеств, способствовал тому, чтоБанникова в своих творческих замыслах пыталась раскрыть художественную ценность типографского шрифта. В своей гарнитуреБанниковская, над которой она работала много лет, на основе тщательного изучения первых русских шрифтов петровского времени и европейских шрифтов эпохи Возрождения Банникова создала первый оригинальный рисунок кириллического шрифта антиквенного типа, предназначенный для набора художественной литературы. Банниковатеоретически и практически занималась проблемами сравнительной удобочитаемости шрифтов и различимости отдельных знаков, что нашло отражение в ее шрифтах Банниковской, Байконур, Кама. Она оставила также несколько работ по теории и истории шрифта.

А. В. Щукин, один из старейших художников отдела, обладал опытом художника шрифта и обширными знаниями по эволюции типографских шрифтов всех исторических эпох. Он многое сделал на первом этапе работы шрифтовой лаборатории НИИ Наркомместпрома РСФСР по модернизации старых типографских гарнитур. Щукин хорошо знал систему «монотип» и практику наборного дела и всегда делился своим опытом и знаниями с молодыми художниками. Он принимал участие в важнейших разработках отдела, таких, как гарнитуры Литературная, Журнальная рубленая (как руководитель темы), Обыкновенная новая, Лазурского, создал оригинальный рисунок типографского шрифтаЛадога, в котором форма знаков имитирует технику ширококонечного пера. Щукин обладал замечательным чувством шрифтовой формы, оригиналы его шрифтов долго еще показывали молодым специалистам как пример того, как надо работать. Кроме того, он был прирожденным педагогом, и, по отзывам многих художников следующего поколения, именно Щукин познакомил их с секретами искусства проектирования типографских шрифтов.

1 / 100

Заключение

В начале 90-х годов НПО Полиграфмаш, как в это время назывался наш институт, вышел из государственного сектора и стал приватизированным предприятием «Акционерное общество Полиграфмаш».
В апреле 1993 года Отдел наборных шрифтов был закрыт ввиду отсутствия источников финансирования и его функции, как мне известно, без должного оформления переданы Отделу наборного оборудования института. До этого из отдела ушли или были уволены практически все художники, поэтому несмотря на оставшееся работоспособное оборудование и сохранившийся архив за много лет, никакая работа по проектированию шрифтов там теперь не ведется и вестись не может.
Теперь у нас в стране сложились иные общественные отношения, и проектированием типографского шрифта заняты различные коммерческие структуры, но все это должно происходить в интересах государства и общества.

Всегда в прошлом:
— Развитие письменности способствовало становлению и сплочению Киевской Руси;
— Петр I, решая вопросы укрепления Российского государства, занимался реформой кириллического шрифта;
— В нашем XX веке проблемы становления нового государственного устройства также решались в области письменности и шрифта.


К сожалению, в настоящее время нет государственной и общественной заинтересованности в развитии типографского дела.

М.Ровенский
Август 1994

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Караванский Н. Я. 40 лет работы отдела новых шрифтов НИИПолиграфмаш, 1938–1978. Рукопись. Москва, 1978
  2. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Москва, 1985
  3. Тагиров Ф. Ш. О развитии шрифтового дела в Советском Союзе. В сб. «Книга: Исследования и материалы». Вып. XIII. Москва, 1966
  4. Книговедение. Энциклопедический словарь. Москва, 1982

Обратная связь:

Прикрепите файл (не более 4 Мб)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Все новости