16 октября 2007

Великие шрифты. Caslon

Caslon (Кэзлон)

Даже по­верх­нос­тное зна­комс­тво с ис­то­ри­ей и с се­год­няшним днем ти­пог­ра­фики не­мыс­ли­мо без шриф­тов Уиль­яма Кэз­ло­на. Этот тип шрифта ут­вердил­ся на удив­ле­ние прочно, сох­ра­нив не только от­пе­чаток вре­мени, но и от­четли­вый на­ци­ональ­ный ха­рак­тер. Без него никак не предс­та­вить себе ти­пог­ра­фику анг­ло­языч­ных стран. И это — при том, что Caslon не несет в себе ни­каких ре­волю­ци­он­ных но­ваций; он впи­сыва­ет­ся в пос­ту­патель­ное раз­ви­тие шриф­тов ла­тини­цы так ор­га­нич­но и плавно, что часть исс­ле­дова­телей не вы­деля­ют его ни в какую от­дель­ную группу, а от­но­сят к гол­ланд­ской ан­тикве ста­рого стиля.

Уильям Кэзлон I ро­дил­ся в 1692 (воз­можно, в 1693) году в де­рев­не Крэдли (Cradley) на западе цент­раль­ной Англии в семье са­пож­ни­ка Джорд­жа Кэз­ло­на и его жены Мэри. Ху­дожест­вен­ный талант ма­лень­ко­го Уиль­яма про­явил­ся еще в школе, и по совету ди­рек­то­ра школы отец отдал сына в обу­чение ору­жей­ни­ку (зятю ди­рек­то­ра). Так в 1706 году Уильям Кэзлон ока­зал­ся в Лон­до­не, став уче­ником из­вест­но­го гра­вера-ору­жей­ни­ка Эд­варда Кукса (Edward Cookes). Через десять лет Кэзлон открыл собс­твен­ную гра­виро­валь­ную мас­терс­кую, но почти родс­твен­ная связь с учи­телем сох­ра­нялась, по тра­дици­ям того вре­мени, еще долгие годы. Кэзлон не только про­дол­жал первое время ра­ботать на Кукса, но же­нил­ся затем на его пле­мян­ни­це, а пле­мян­ник Кукса нашел работу теперь уже в кэз­ло­новс­кой мас­терс­кой. Кроме гра­виров­ки и ук­ра­шения ору­дий­ных ство­лов и ру­жей­ных замков, Кэзлон в первые годы са­мос­то­ятель­ной де­ятель­нос­ти брался и за другие заказы. Он вы­пол­нял мелкое литье из се­реб­ра, а также ра­ботал по за­казам пе­реп­летных мас­терс­ких. Пе­реп­летное дело в те годы было са­мос­то­ятель­ным про­из­водс­твом. Для биб­ли­офи­лов того вре­мени было со­вер­шенно ес­тест­вен­но сна­чала при­об­рести книгу в виде стопки от­пе­чатан­ных не­раз­ре­зан­ных листов, а затем за­казать в мас­терс­кой пе­реп­лет по своему вкусу. Ве­ро­ят­но, Кэзлон пре­ус­пел в вы­реза­нии вы­пук­лых ме­тал­ли­чес­ких штам­пов — букв и ор­на­мен­тов для тис­не­ния на коже, ко­торы­ми тогда ук­ра­шались книж­ные пе­реп­ле­ты.

Су­щест­ву­ет много легенд, по­вест­ву­ющих, каким об­ра­зом Уильям Кэзлон-стар­ший ов­ла­дел ре­мес­лом пу­ан­со­нис­та и сло­волит­чи­ка; оче­вид­но лишь, что мас­терс­тво гра­вера и опыт в из­го­тов­ле­нии ме­тал­ли­чес­ких штам­пов для пе­реп­летных работ так или иначе ввели его в из­да­тель­ский мир. В 1720 году Кэзлон отк­ры­ва­ет собс­твен­ную сло­волит­ню на Ironmonger Row при фи­нан­со­вом учас­тии из­вест­но­го пе­реп­летчи­ка Джона Уоттса, из­вест­но­го лон­донс­ко­го из­да­теля Уиль­яма Боуэра (сос­тавляв­шим, по не­кото­рым ис­точни­кам, двести фунтов) и его зятя Джей­мса Бетт­нэ­ма (James Bettenham), тоже ти­пог­ра­фа. В том же году по заказу Об­щест­ва расп­рос­тра­нения хрис­ти­анс­ко­го знания Кэзлон на­резал арабс­кий шрифт для из­да­ния псал­ты­ри и Нового Завета «для бедных хрис­ти­ан Ближ­не­го Вос­то­ка». Шрифт имел успех. Тогда Кэзлон от­пе­чатал лис­товку с об­разца­ми арабс­ко­го набора и для под­пи­си вы­резал ла­тинс­кие литеры, сос­тавляв­шие его имя. Буквы эти так пон­ра­вились Боуэру, что по его нас­то­янию Кэзлон про­дол­жил работу, пока не сделал полный ал­фа­вит. Спустя два года Кэзлон на­резал для Боуэра и под его ру­ководс­твом ев­рей­ский шрифт и ту самую ан­тикву и курсив, ко­торые и на­зыва­ют­ся се­год­ня шриф­том Кэз­ло­на. Первое из­да­ние, наб­ранное новым шриф­том, по­яви­лось в 1726 году.

Сам Уильям Кэзлон едва ли считал себя раз­ра­бот­чи­ком новой шриф­то­вой формы. Он просто про­дол­жал делать шрифты вслед за гол­ланд­ски­ми мас­те­рами Крис­тоффе­лом ван Дейком и Дирком Вос­кенсом, следуя по­пуляр­ным в то время об­разцам. Кэзлон прив­нес в су­щест­во­вав­ший ри­сунок фак­ти­чес­ки лишь одно — мас­терс­тво: тон­кость гра­виро­вания по ме­тал­лу и бе­зоши­боч­ное ху­дожест­вен­ное чутье. Но в ре­зуль­та­те это при­вело к ка­чест­вен­но новому раз­но­об­ра­зию форм и к про­работ­ке де­талей, не ха­рак­терным для им­порти­рован­ных из Гол­ландии шриф­тов, ко­торые в Англии счи­тались мо­нотон­ны­ми.

Про шрифт Кэз­ло­на обычно го­ворят, что он «теплый и дру­желюб­ный» и «при­ят­ный для глаза». По про­пор­ци­ям он шире, чем тог­дашние гол­ланд­ские шрифты. Он имеет мощную конс­трук­цию, креп­кую форму и боль­шое раз­но­об­ра­зие де­талей. Не­кото­рым буквам Кэз­ло­на не хва­та­ет изя­щест­ва и со­вер­шенс­тва, но в целом текст, им наб­ранный, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние ясного и хорошо чи­та­емо­го. Ос­новные штрихи этого шрифта, как пра­вило, чуть жирнее, чем в многих более ранних шриф­тах ста­рос­тиль­ной ан­тиквы, шрифт конт­рас­тнее, за­сеч­ки у него тоньше и чуть-чуть острее. В от­ли­чие от пред­шест­вен­ни­ков за­сеч­ки Кэз­ло­на почти го­ризон­таль­ны и не имеют за­мет­но­го про­гиба, а ось овалов приб­ли­жа­ет­ся к вер­ти­кали. У буквы A прог­ну­тое уг­лубле­ние вверху, в месте со­еди­нения ди­аго­наль­ных штри­хов, у G внизу справа нет шипа. Ха­рак­терны также ши­рокая T, уг­ло­ватый верх a с нес­коль­ко опу­щен­ной вниз каплей и нак­лонным нижним по­лу­ова­лом, а также ко­рот­кий вы­нос­ной эле­мент у t. В кур­си­ве не­кото­рые знаки имеют цве­тущие спи­раль­ные детали, нап­ри­мер, ам­перзанд & и про­пис­ная Q. Эти формы про­буж­да­ют ас­со­ци­ации с вы­чур­ны­ми ор­на­мен­та­ми эпохи рококо, на­поми­на­ющи­ми ранние ор­на­мен­таль­ные гра­виров­ки Уиль­яма Кэз­ло­на. Курсив Кэз­ло­на го­раз­до уже и более нак­лонный, чем у более ранней ан­тиквы. Не­регу­ляр­ный ритм соз­да­ет­ся про­пис­ны­ми, нак­ло­нен­ны­ми под раз­ны­ми углами, нап­ри­мер, A, V, W имеют за­мет­но боль­ший угол нак­ло­на. Для кур­си­ва Кэз­ло­на ха­рак­терна строч­ная p с тонким изог­ну­тым штри­хом, пе­ресе­ка­ющим ос­новной штрих вверху, и боль­шое ко­личест­во кап­ле­вид­ных де­талей в строч­ных. Не­кото­рые сов­ре­мен­ные версии от­хо­дят от ори­гиналь­но­го ри­сун­ка Уиль­яма Кэз­ло­на, при­давая буквам более еди­но­об­разную форму.

Успех со­путс­тво­вал как шрифту, так и его соз­да­телю. Все би­ог­ра­фы Уиль­яма Кэз­ло­на от­ме­ча­ют редкое со­чета­ние ху­дожест­вен­но­го мас­терс­тва с та­лан­том ком­мерсан­та. Ве­ро­ят­но, не только ка­чест­во его шриф­тов, но и верно уга­дан­ный отклик на ожи­дания рынка при­вели к тому, что новые шрифты по­лучи­ли ши­рокое приз­на­ние прак­ти­чес­ки сразу после своего по­яв­ле­ния в 1720-х годах. Это поз­во­лило Уиль­яму Кэз­ло­ну зак­ре­пить­ся в шриф­то­вом и из­да­тель­ском деле всерь­ез и на­дол­го. К 1730 году бла­года­ря работе Кэз­ло­на поток шриф­тов из-зарубежа в Англию иссяк, а затем сменил нап­равле­ние: на шрифты сло­волит­ни Кэз­ло­на возник спрос за ру­бежом. Тогда же Кэзлон стал пос­тавщи­ком шриф­тов для ко­ролевс­кой ти­пог­ра­фии и ти­пог­ра­фии Окс­форд­ско­го уни­вер­си­тета. За весь период с 1720 по 1780 годы в Англии едва ли наш­лось бы нес­коль­ко книг, наб­ранных без при­мене­ния кэз­ло­новс­ких шриф­тов. В 1734 году Кэзлон вы­пус­тил первый ка­талог, где де­монс­три­рова­лись прямые и кур­сивные шрифты 14-ти кеглей. Расп­рос­тра­нив­шись по всей Европе и за­во­евав приз­на­ние в США, шрифт Caslon на­дол­го сде­лал­ся сим­во­лом анг­лий­ской ти­пог­ра­фики. Су­щест­ву­ет даже анг­лий­ская по­говор­ка When in doubt, set it in Caslon (Если сом­не­ва­ешь­ся, на­бирай Кэз­ло­ном). Дра­матург Бер­нард Шоу нас­та­ивал, чтобы все его со­чине­ния на­бира­лись именно этим шриф­том. Шрифты Кэз­ло­на были лю­бимы­ми шриф­та­ми Бенд­жа­мина Франк­ли­на, ко­торый внед­рил их на аме­риканс­кой земле. Первое офи­ци­аль­ное из­да­ние аме­риканс­кой Кон­сти­туции и Дек­ла­рации не­зави­симос­ти было наб­ра­но шриф­та­ми Уиль­яма Кэз­ло­на.

Кэз­ло­ну со­путс­тво­вал успех, предп­ри­ятие рас­ши­рялось, при­нося мас­те­ру не только доход, но и все более за­мет­ное по­ложе­ние в об­щест­ве. В позд­них ис­точни­ках сын де­ревенс­ко­го са­пож­ни­ка фи­гури­ру­ет как Уильям Кэзлон, эск­вайр. В 1757 году король Георг II в. по­ряд­ке приз­на­ния его заслуг наз­на­чил Кэз­ло­на ми­ровым судьей графс­тва Мидд­лсекс. Пе­редав со вре­менем дело сыну, ус­во­ив­ше­му все тон­кости мас­терс­тва и шриф­то­вого дела, Кэзлон при­об­рел за­город­ное по­местье Бетнел Грин (Bethnall Green), где и умер в 1766 году в воз­расте 74 лет.
Ос­но­ван­ная Кэз­ло­ном зна­мени­тая фирма про­рабо­тала свыше 200 лет. В разные годы ею уп­равля­ли члены семьи Кэз­ло­на. В 1837 году сло­волит­ня Кэз­ло­на была про­дана шеф­филд­ской фирме Stephenson, Blake & Co, но и тогда она по-преж­не­му носила имя своего ос­но­вате­ля.

Шрифты Кэз­ло­на и се­год­ня, более двух с по­лови­ной сто­летий с мо­мен­та их пер­во­го по­яв­ле­ния, ус­пешно при­меня­ют­ся в книж­ном и жур­наль­ном наборе. Они вышли из моды в первые 60 лет XIX века, но отс­туп­ле­ние ока­залось вре­мен­ным: клас­си­ка вер­ну­лась. По­пуляр­ность Кэз­ло­на при­вела к по­яв­ле­нию мно­жест­ва версий и ва­ри­ан­тов ис­ходно­го шрифта. Впер­вые его стали ко­пиро­вать в Англии еще в конце XVIII века. В 1858 году из­вест­ный аме­риканс­кий сло­волит­чик Лоренс Джон­сон вывез из Англии литеры Кэз­ло­на и сделал их копии в Фи­ладель­фии галь­ва­ничес­ким ме­тодом, без из­го­тов­ле­ния пу­ан­со­нов. По другой версии, он купил в Англии не­юс­ти­рован­ные мат­ри­цы, про­битые ори­гиналь­ны­ми пу­ан­со­нами Кэз­ло­на, и за­кон­чил их уже в Аме­рике. Этот шрифт был назван Old Style No.1. В 1892 году в Аме­рике была об­ра­зова­на фирма American Typefounders (ATF) путем объ­еди­нения 23 не­зави­симых сло­воли­тен, вклю­чая бывшую сло­волит­ню Джон­со­на, и шрифт Кэз­ло­на был вы­пущен снова под наз­ва­ни­ем ATF Caslon 471. Тогда же этот шрифт стал при­менять­ся в наборе по­пуляр­но­го аме­риканс­ко­го жур­на­ла Vogue, что при­нес­ло ему все­об­щее приз­на­ние. В 1901 году аме­риканс­кая фирма Inland Type Foundry вы­пус­ти­ла гар­ни­туру Caslon Old Style, а в 1905 году фирма ATF соз­да­ла шрифт Caslon 540 с уко­рочен­ны­ми ниж­ни­ми вы­нос­ны­ми эле­мен­та­ми. Обе гар­ни­туры ис­поль­зу­ют­ся в наборе до сих пор. Кириллическую версию шрифта Caslon 540в 2002 году вы­пус­ти­ла ком­па­ния Па­раТайп (ди­зай­не­ры Исай Слуц­кер, Манвел Шма­вонян). Не­об­хо­димо от­ме­тить также шрифты Caslon #3 фирмы ATF (1905), чуть более на­сыщен­ный, чем Caslon 540, Caslon Open Face фирмы Bramhart Brothers & Spindler (1915), версию для фо­тона­бора Caslon Buch в че­тырех на­чер­та­ни­ях фирмы Berthold (ди­зай­нер Гюнтер Герард Ланге, 1977) и ITC Caslon #224 в восьми на­чер­та­ни­ях фирмы ITC (ди­зай­нер Эдуард Бенгет, 1982).

Одна из пос­ледних версий шрифта Кэзлон фирмы Adobe (Adobe Caslon) была спро­ек­ти­рова­на для циф­ро­вого набора в 1990 году ди­зай­не­ром Кэрол Твомб­ли на основе ри­сун­ка текс­то­вых шриф­тов Кэз­ло­на, вы­пущен­ных между 1734 и 1770 годами. Сейчас эта гар­ни­тура под наз­ва­ни­ем Adobe Caslon Pro раз­ра­бота­на в фор­ма­те OpenType в шести на­чер­та­ни­ях, плюс ка­питель, ми­нус­куль­ные цифры, до­пол­ни­тель­ные ли­гату­ры, дроби, аль­тер­на­тив­ные знаки с рос­черка­ми, ор­на­мен­ты и т. д. В 1994 году Мэтью Картер спро­ек­ти­ровал круп­но­кегель­ный шрифт Big Caslon на основе трех на­ибо­лее круп­ных шриф­тов работы Уиль­яма Кэз­ло­на-стар­ше­го из об­разцов 1734 и 1742 годов. В 2001 году Тагир Сафаев по заказу русс­ко­го из­да­ния жур­на­ла Wallpaper Magazine раз­ра­ботал ки­рил­ли­чес­кую версию этого шрифта в трех на­чер­та­ни­ях, вклю­чая кур­сивные знаки с рос­черка­ми.

Лю­бопыт­но, что в Со­ветс­ком Союзе, при всей скуд­ности при­меняв­ше­гося шриф­то­вого ас­сорти­мен­та, долгое время су­щест­во­вал свой Caslon. Еще в до­во­ен­ные годы ки­рил­ли­чес­кая версия за­голо­воч­но­го шрифта под наз­ва­ни­ем Кеслон при­меня­лась в ти­пог­ра­фии из­да­тель­ства газеты «Правда». Нес­мотря на ле­ген­ду, что соз­да­телем этого шрифта был сам Стенли Мо­рисон, ху­дожест­вен­ный ру­ково­дитель фирмы Monotype и автор шрифта Times New Roman, и что он для этого при­ез­жал в 1937 году в Москву, на самом деле ки­рил­ли­чес­кий Кэзлон был из­го­тов­лен в Аме­рике в се­реди­не 1930-х годов. В это время Со­ветс­кий Союз за­купил в Аме­рике по­лиг­ра­фичес­кое обо­рудо­вание для ос­на­щения ти­пог­ра­фий цент­раль­ных газет. В рамках этого заказа у фирмы Mergenthaler Linotype из Брук­ли­на были куп­ле­ны круп­но­кегель­ные стро­кот­ливные машины A-P-L Вместе с на­бор­ны­ми ма­шина­ми в СССР были пос­тавле­ны мат­ри­цы нес­коль­ких спе­ци­аль­но раз­ра­ботан­ных русс­ких круп­но­кегель­ных шриф­тов. Это были шрифты Poster Bodoni, Caslon Old Style, Caslon No.3, Metro No.2, Cheltenham, мат­ри­цы ко­торых еще долго слу­жили в ти­пог­ра­фии из­да­тель­ства «Правда». Счи­та­ет­ся, что ав­то­ром русс­ких версий шриф­тов для A-P-Lбыл ве­дущий ху­дож­ник фирмы Mergenthaler Linotype Чонси Гриф­фит (Chauncey H.Griffith).

В 1962 году в Отделе новых шриф­тов НИИ По­лиг­рафмаш кол­лектив ху­дож­ни­ков под ру­ководс­твом Ираиды Чепиль на основе шрифта Кеслон газеты «Правда» раз­ра­ботал круп­но­кегель­ную гар­ни­туру Заголовочная га­зет­ная в семи на­чер­та­ни­ях для набора га­зет­ных за­голов­ков. В конце 1990-х годов ри­сун­ки За­голо­воч­ной га­зет­ной были пе­рера­бота­ны для текс­то­вого набора (ди­зай­нер Исай Слуц­кер). Ее циф­ро­вая версия в че­тырех на­чер­та­ни­ях была вы­пуще­на фирмой Па­раТайп в 2002 году (ди­зай­нер Манвел Шма­вонян).

В 1998 году анг­лий­ский ди­зай­нер Джас­тин Хауз раз­ра­ботал новый ва­ри­ант шрифта Кэз­ло­на, ITC Founder’s Caslon. Это вни­матель­ная ре­конс­трук­ция ре­аль­ных шриф­тов Уиль­яма Кэз­ло­на для набора текс­тов (ITC Founder’s Caslon 12), под­за­голов­ков (ITC Founder’s Caslon 30) и за­голов­ков (ITC Founder’s Caslon 42). Каждый ва­ри­ант вклю­ча­ет прямое на­чер­та­ние, ка­питель и курсив, а ITC Founder’s Caslon 42 — также аль­тер­на­тив­ные кур­сивные знаки. В рамках этой шриф­то­вой сис­те­мы также раз­ра­ботан пла­кат­ный шрифт ITC Founder’s Caslon Poster на основе ри­сун­ка сох­ра­нив­ше­гося де­ревян­но­го шрифта Caslon Old Face про­из­водс­тва фирмы H. W. Caslon конца ХIХ века. Кроме того, раз­ра­ботан комп­лект на­бор­ных ор­на­мен­тов на основе под­линных ор­на­мен­тов XVIII века из об­разцов шрифта Уиль­яма Кэз­ло­на.
Нес­мотря на такое обилие сов­ре­мен­ных ва­ри­ан­тов, в ти­пог­ра­фии Окс­форд­ско­го уни­вер­си­тета до сих пор в ра­бочем сос­то­янии сох­ра­нились ори­гиналь­ные мат­ри­цы Уиль­яма Кэз­ло­на-стар­ше­го, с ко­торых можно от­ли­вать литеры руч­но­го набора. По­это­му Caslon часто на­зыва­ют ста­рей­шим жи­вущим шриф­том.

Глава Caslon в книге «Великие шрифты»

Обратная связь:

Прикрепите файл (не более 4 Мб)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Все новости