16 февраля 2007

Великие шрифты. Charter

ITC Charter (ITC Чартер)

В ра­ботах Мэтью Кар­те­ра, самого ува­жа­емо­го и вли­ятель­но­го шриф­то­вого ди­зай­не­ра сов­ре­мен­ности, на­ибо­лее полно воп­ло­тилась кон­цепция функ­ци­ональ­нос­ти, «не­види­мос­ти» хо­роше­го текс­то­вого шрифта.

Мэтью Картер ро­дил­ся в 1937 году в Лон­до­не, в семье из­вест­но­го ти­пог­ра­фа, ис­то­рика шрифта и ти­пог­ра­фики Гарри Кар­те­ра (Harry Carter), ар­хи­вис­та из­да­тель­ства Окс­форд­ско­го уни­вер­си­тета Oxford University Press. Окон­чив школу в 1955 году, он пос­ту­пил в Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, чтобы изу­чать анг­лий­скую фи­лоло­гию. Но ока­залось, что за­нятия нач­нутся лишь с бу­дуще­го года. Тогда Картер отп­ра­вил­ся на год в ка­чест­ве прак­ти­кан­та в гол­ланд­ское из­да­тель­ство Enschedé. Там в сло­волит­не Johannes Enschedé en Zonen он гра­виро­вал пу­ан­со­ны под ру­ководс­твом глав­но­го спе­ци­алис­та сло­волит­ни Пауля Рэдиша (Paul Rädisch). Картер так ув­лекся этим делом, что через год, вер­нувшись в Лондон, начал ра­ботать как не­зави­симый гра­фичес­кий и шриф­то­вой ди­зай­нер.

Ос­новным его кли­ен­том стала фирма Crossfield Electronics, ко­торая за­казы­вала шрифты для своей фо­тона­бор­ной сис­те­мы «Фотон» — одной из первых на рынке. К этому пе­ри­оду от­но­сят­ся первые са­мос­то­ятель­ные работы Кар­те­ра: Southwark Small Ad (1963), пред­назна­чен­ный для объ­яв­ле­ний в жур­на­ле New Scientist, Colophon Greek (1963) — нак­лонный гре­чес­кий шрифт для ма­тема­тичес­ко­го набора, и Auriga (1965), ко­торый позже (в 1970 году) был мо­дифи­циро­ван для фирмы Linotype. Кроме того, Картер в это время сделал нес­коль­ко сов­ре­мен­ных гро­тес­ков по заказу лон­донс­ких дизайн-бюро, в том числе шрифт для нового тер­ми­нала лон­донс­ко­го аэро­пор­та Heathrow.

В 1965 году Мэтью Картер уехал в Нью-Йорк и стал штат­ным ди­зай­не­ром шрифта брук­линс­кой фирмы Mergenthaler Linotype. Здесь в 1966 году им был спро­ек­ти­рован ру­копис­ный шрифт Snell Roundhand в трех на­чер­та­ни­ях на основе работ анг­лий­ско­го кал­лигра­фа конца XVII — начала XVIII века Чарль­за Снелла (Charles Snell). Кри­тики наз­ва­ли Snell Roundhand в ис­полне­нии Мэтью Кар­те­ра «самым ти­пог­ра­фичес­ким» из фо­тона­бор­ных шриф­тов.

Мэтью Картер создал почти два де­сят­ка шриф­тов, ра­ботая сна­чала в штате Linotype, а затем (с 1971 года) как не­зави­симый ди­зай­нер по за­казам этой фирмы. Многие из них — отк­ры­тия в ис­то­рии ти­пог­ра­фики, в ко­торых есть и новый взгляд, и новое по­нима­ние, и тот или иной ху­дожест­вен­ный прием, подх­ва­чен­ный дру­гими ди­зай­не­рами и рас­ти­ражи­рован­ный впос­ледс­твии. При этом, точно в со­от­ветс­твии с те­зиса­ми о «проз­рачном шрифте» и «не­види­мой ти­пог­ра­фике», по­доб­ное но­ваторс­тво ни в коем случае не бро­са­ет­ся в глаза: оно за­мет­но, лишь когда шрифт тща­тель­но расс­мат­ри­ва­ет про­фес­си­онал. Почти в каждом сбор­ни­ке статей о шриф­тах упо­мина­ет­ся гар­ни­тура Galliard (1978), к ко­торой Картер вер­нулся в 1981 году и по заказу International Typeface Corporation (ITC) до­рабо­тал до­пол­ни­тель­ные на­чер­та­ния.

С 1977 года и по сей день Мэтью Картер пре­пода­ет в школе ис­кусств Й­ель­ско­го уни­вер­си­тета, ра­бота­ющей в рамках прог­раммы MFA по гра­фичес­ко­му ди­зай­ну. В 1980–1984 годах он также был кон­суль­тан­том по ти­пог­ра­фике из­да­тель­ства Ее Ве­личест­ва в Лон­до­не и Нор­ви­че. В 1981 году сов­мест­но с Майком Пар­ке­ром (Mike Parker), Чери Коун (Cherie Cone) и Робом Фрид­ма­ном (Rob Friedman) Мэтью Картер стал ос­но­вате­лем ком­па­нии Bitstream, спе­ци­али­зиру­ющей­ся на раз­ра­бот­ке циф­ро­вых шриф­тов. Первой ори­гиналь­ной гар­ни­турой, раз­ра­ботан­ной Кар­те­ром для Bitstream, стал шрифт Charter, уви­дев­ший свет в 1987 году. В 1993 году эта гар­ни­тура была ли­цен­зи­рова­на фирмой ITC и по­лучи­ла наз­ва­ние ITC Charter.

В мно­гочис­ленных ра­ботах кри­тиков, пос­вя­щен­ных Кар­те­ру и его шриф­там, об этой гар­ни­туре обычно упо­мина­ет­ся всколь­зь. Ве­ро­ят­но, при­чина в том, что Charter не со­дер­жит таких ра­дикаль­ных фор­маль­ных отк­ры­тий, как не­кото­рые другие шрифты Мэтью Кар­те­ра. Этот шрифт скорее обоб­ще­ние и раз­ви­тие уже най­ден­ных ре­шений. Не­смотря на это, Charter бе­зус­ловно дос­то­ин прис­таль­но­го вни­мания.

Charter про­ек­ти­ровал­ся как вы­соко­чита­емый текс­то­вой шрифт, хорошо ра­бота­ющий как на вы­вод­ных уст­рой­ствах низ­ко­го раз­ре­шения, так и на фо­тона­бор­ных ав­то­матах пос­ледне­го на тот момент по­коле­ния. В нем шесть на­чер­та­ний (Regular, Bold, Black и со­от­ветс­тву­ющие им кур­си­вы). В на­чер­та­ни­ях Regular и Bold раз­ра­бота­ны также ка­питель­ные ва­ри­ан­ты.

Из-за от­но­ситель­но узких про­пор­ций Charter дос­та­точ­но эко­номи­чен. Для лучшей чи­та­емос­ти в мелких кеглях он имеет круп­ное очко строч­ных и мощные отк­ры­тые формы букв. Со своими почти брус­ко­выми за­сеч­ка­ми и струк­ту­рой ан­тиквы пе­реход­но­го стиля этот шрифт за­меча­тель­но ра­бота­ет как в книжно-жур­наль­ном, так и в га­зет­ном наборе. В мелких кеглях осо­бен­ности его формы ни­вели­ру­ют­ся, и гар­ни­тура выг­ля­дит просто как хо­роший удо­бочи­та­емый текс­то­вой шрифт, в меру ак­тивный по форме, но не очень бро­са­ющий­ся в глаза. Про него, как и про многие другие шрифты Мэтью Кар­те­ра, можно ска­зать, что он не­види­мый.

Однако в круп­ных кеглях, осо­бен­но в жирных на­чер­та­ни­ях, ITC Charter выг­ля­дит со­вер­шенно иначе. Ока­зыва­ет­ся, что сре­зан­ные с одной сто­роны капли, плос­кие со­еди­нения в строч­ных h, n, r и сло­нопо­доб­ные брус­ко­вые за­сеч­ки при­да­ют ему со­вер­шенно не­ор­ди­нар­ный вид. Charter очень хорошо виден даже с боль­шо­го расс­то­яния, чем бесс­пор­но об­ра­ща­ет на себя вни­мание, хотя и в ак­ци­ден­ции ос­та­ет­ся хорошо чи­та­емым шриф­том. Таким об­ра­зом, Картер создал шрифт уни­вер­саль­но­го при­мене­ния.

В 1991 году Картер ушел из Bitstream и ос­но­вал сов­мест­но с Чери Коун собс­твен­ную ком­па­нию Carter & Cone Type Inc. Он хотел ос­во­бодить­ся от ад­ми­нист­ра­тив­ных обя­зан­ностей и больше вре­мени уде­лять своему приз­ва­нию — ди­зай­ну шриф­тов. Дей­стви­тель­но, пос­ле­ду­ющий период ока­зал­ся для Мэтью Кар­те­ра очень пло­дот­во­рен. Про­дол­жая раз­ра­баты­вать ис­то­ричес­кое шриф­то­вое нас­ле­дие, он ин­тенсив­но ра­бота­ет по за­казам ве­дущих аме­риканс­ких (и не только аме­риканс­ких) газет и жур­на­лов.

Мэтью Картер с самого начала твор­ческой де­ятель­нос­ти про­яв­лял ин­те­рес к не­латинс­ким шриф­там. Видимо, он об­ла­да­ет редким даром — уме­ни­ем чувс­тво­вать за­коно­мер­ности пост­ро­ения шрифта не­род­ной для себя гра­фики. Не зря Картер возг­лав­ля­ет жюри пе­ри­оди­чес­ко­го кон­курса шриф­то­вого ди­зай­на, ор­га­низу­емо­го японс­кой фирмой Morisawa. В пос­ледние годы ди­зай­нер ра­ботал над такими про­ек­та­ми, как Wilson Greek (1995) — ис­то­ричес­кий гре­чес­кий курсив с ли­гату­рами и сок­ра­щени­ями и Le Bé Hebrew (1999) — ис­то­ричес­кий ев­рей­ский шрифт по мо­тивам шриф­тов Гийома Ле Бе для из­да­ния Pennyroyal Caxton Bible. Им также был создан шрифт Sammy Roman (1996) — ла­тини­ца, спе­ци­аль­но спро­ек­ти­рован­ная для сов­мест­но­го ис­поль­зо­вания с японс­ки­ми иерог­ли­фами (кандзи).

Картер по-преж­не­му ос­ва­ивает новые шриф­то­вые тех­но­логии и экс­пе­римен­ти­ру­ет со шриф­та­ми. Для про­ек­та Agfa Creative Alliance он сделал гар­ни­туру Alisal (1995), по форме еще более смелую, чем Charter. В том же году для музея Walker Art Center в Мин­не­апо­лисе был раз­ра­ботан экс­пе­римен­таль­ный фо­тона­бор­ный гро­теск Walker с воз­можностью подс­та­нов­ки в про­цес­се набора за­сечек пяти раз­личных форм (брус­ко­вых одно- и двус­то­рон­них, тонких, тре­уголь­ных и со скруг­ле­ни­ем). Кроме того, до­пол­ни­тель­ные эле­мен­ты поз­во­ля­ют объ­еди­нять группы знаков и целые слова в ли­гату­ры и ло­готи­пы. В про­ек­те FUSE, ос­но­ван­ном Не­вил­лом Броуди (Neville Brody), Картер по­участ­во­вал в 1998 году с экс­пе­римен­таль­ным шриф­том DeFace. При наборе любого знака этой кон­турной про­пис­ной ан­тиквы, по форме очень по­хожей на Mantinia, в про­из­воль­ных местах по­яв­ля­ет­ся имя одного из из­вест­ных шриф­то­вых ди­зай­не­ров — сво­еоб­разная шутка мас­те­ра. DeFace, наз­ванный «са­мован­да­лизи­рован­ным» (self-vandalizing) шриф­том, вошел в выпуск FUSE 18 ‘Secrets’.

Еще в 1994 году Картер раз­ра­ботал по заказу Apple Computer гар­ни­туру Skia в стиле своего гре­чес­ко­го шрифта Cadmus в новом тогда фор­ма­те TrueType GX. В то же время был сделан комп­лект эк­ранных шриф­тов Interchange для American Telegraph & Telephone (AT&T). Затем Картер создал нес­коль­ко эк­ранных шриф­тов по заказу Microsoft. В 1995 году был раз­ра­ботан отк­ры­тый гро­теск Tahoma, в 1996 году — по­хожий по ри­сун­ку, но более ши­рокий гро­теск Verdana и ан­тиква Georgia. В 1999 году к ним до­бави­лась узкая версия шрифта Tahoma под наз­ва­ни­ем Nina. Ка­чест­во ки­рил­ли­цы в них, осо­бен­но в Verdana и Georgia, весьма высоко. Эти шрифты — дос­та­точ­но редкий (а для ки­рил­ли­цы, по­жалуй, уни­каль­ный) случай, когда шрифт оди­нако­во хорошо выг­ля­дит как на экране, так и на бумаге.

Когда в 1993 году ITC вы­пус­ти­ла гар­ни­туру ITC Charter, в отделе шриф­тов фирмы ParaGraph, из ко­торой позже вы­делил­ся ParaType, сразу было решено раз­ра­ботать его ки­рил­ли­чес­кую версию. Было оче­вид­но, что в ITC Charter, с его мощ­ны­ми за­сеч­ка­ми и конс­трук­ци­ей пе­реход­ной ан­тиквы, есть то, чего ин­ту­итив­но и бе­зус­пешно искал тогда рос­сий­ский пот­ре­битель. Charter был шриф­том нового по­коле­ния, про­фес­си­ональ­ным, об­ла­дав­шим к тому же го­раз­до боль­ши­ми ти­пог­ра­фичес­ки­ми воз­можнос­тя­ми: шесть на­чер­та­ний, ка­питель, ми­нус­куль­ные цифры.

Раз­ра­ботать в таком шрифте ки­рил­ли­цу, адек­ватную ла­тини­це — неп­ростая задача, пос­коль­ку ос­новная проб­ле­ма зак­лю­ча­ет­ся в форме ха­рак­терных ки­рил­ли­чес­ких знаков Д, Ж, К, Л и др. Были про­вере­ны прак­ти­чес­ки все ва­ри­ан­ты Д, Л, кроме тре­уголь­ных. Эти знаки по­лучи­ли тра­пеци­евид­ную форму с очень не­боль­шим про­гибом левого штриха, что при­дало шрифту бóльшую ди­нами­ку. По­пыт­ки при­менить в Ж, К, Л вместо тра­дици­он­ных капель боль­шие вер­ти­каль­ные за­сеч­ки на­подо­бие ла­тинс­кой J не при­вели к же­ла­емо­му ре­зуль­та­ту, и были ис­поль­зо­ваны капли ха­рак­терной формы, сре­зан­ные с одной сто­роны. Вер­ти­каль­ная за­сеч­ка сох­ра­нилась только в про­пис­ной У. Форма ла­тинс­кой R с мягко изог­ну­той ногой подс­ка­зыва­ла сде­лать про­пис­ные Ж, К, Я с ана­логич­ны­ми из­ви­лис­ты­ми ниж­ни­ми вет­вя­ми. Однако про­вер­ка в наборе тес­то­вых файлов с бук­ва­ми такой конс­трук­ции по­каза­ла, что шрифт при­об­ре­та­ет нес­вой­ствен­ную ла­тини­це мяг­кость. Тогда наш пос­то­ян­ный кон­суль­тант по раз­ра­бот­ке ки­рил­ли­цы ITC Максим Жуков пред­ло­жил ва­ри­ант с более жест­ки­ми ди­аго­наль­ны­ми ногами на­подо­бие про­пис­но­го К в гар­ни­туре Times New Roman, ко­торый и был ис­поль­зо­ван в шрифте. Ра­зуме­ет­ся, вклад Мак­си­ма Жукова не ог­ра­ничи­вал­ся пред­ло­жени­ями по форме одного-двух знаков. Об­ще­ние с ним поз­во­лило за­вер­шить пос­леднюю стадию раз­ра­бот­ки шрифта, то, что по-анг­лий­ски на­зыва­ет­ся fine-tuning, то есть тонкую ре­гули­ров­ку шриф­то­вой формы для прев­ра­щения соб­ра­ния раз­ностиль­ных знаков и на­чер­та­ний в единую гар­ни­туру.

Кириллическая версия гар­ни­туры ITC Charter была за­кон­че­на в 1999 году и вы­пуще­на ком­па­ни­ей ParaType в 2001 году. Мэтью Картер одоб­рил раз­ра­бот­ку ки­рил­ли­цы и даже — ве­ро­ят­но, из веж­ли­вос­ти — сказал, что в ки­рил­ли­чес­ком тексте ITC Charter смот­рится лучше и ровнее, чем в ла­тинс­ком. Шрифт сразу же подх­ва­тили не­кото­рые ве­дущие пе­ри­оди­чес­кие из­да­ния, он начал широко ис­поль­зо­вать­ся в книж­ном наборе, так что сейчас даже нем­но­го надоел. Тем не менее в нашей ти­пог­ра­фике еще нет такого ко­личест­ва ка­чест­вен­ных текс­то­вых шриф­тов, чтобы искать замену Charter только по этой при­чине. Да и найти ее не так уж просто… Вспыш­ка модной по­пуляр­ности прошла, и ITC Charter стал прос­тым инс­тру­мен­том гра­мот­но­го из­да­теля. Он по праву вошел в нашу жизнь — видимо, всерь­ез и на­дол­го.

Глава Чартер в книге «Великие шрифты»

Обратная связь:

Прикрепите файл (не более 4 Мб)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Все новости