16 января 2007

Великие шрифты. Garamond

Garamond (Гарамон)

Шрифт наз­ван в честь сво­его соз­да­теля, фран­цузс­ко­го пу­ан­со­нис­та и из­да­теля Клода Га­рамо­на. Этот шрифт ско­рее приз­нак эпохи, не­жели ди­зай­нерс­кий ар­те­факт. Из­вест­но, что Га­рамон за 30 лет своей ра­боты на­резал не­мало шриф­тов, но до нас они почти не дошли. В музее пе­чати План­тен-Мо­ретус в Ант­вер­пе­не (Бель­гия) хра­нят­ся под­линные пу­ан­со­ны и мат­ри­цы, дос­то­вер­но из­го­тов­ленные самим мас­те­ром. Сох­ра­нилось много книг, наб­ранных его шриф­та­ми, и нес­коль­ко пе­чат­ных ка­тало­гов этих шриф­тов.

Га­рамон счи­та­ет­ся пер­вым пу­ан­со­нис­том в ис­то­рии ти­пог­ра­фики, ко­торый начал из­го­тав­ли­вать шриф­ты на про­дажу, по­это­му его шриф­ты при­меня­лись в раз­личных ти­пог­ра­фи­ях Фран­ции и Ев­ро­пы. Еще при жизни он при­об­рел такую из­вест­ность, что фран­цузс­кий ко­роль Фран­циск I за­казал ему гре­чес­кий шрифт для собс­твен­ной ти­пог­ра­фии. Этот шрифт был наз­ван Grecs du Roi (Ко­ролевс­кий гре­чес­кий, 1540).

Имя Га­рамо­на вошло в сотни шриф­то­вых ка­тало­гов, в мил­ли­оны компь­ютер­ных меню. Од­на­ко о Га­рамоне-челове­ке до сих пор из­вест­но до обид­но­го мало. Мы знаем точно, что он ро­дил­ся в Па­риже пред­по­ложи­тель­но с 1480 по 1499 г.г. и умер в ужа­са­ющей бед­ности, сов­сем нем­но­го не дожив до расц­ве­та своей славы. Дата смер­ти (1561), тем более дос­то­вер­ная, что оз­на­мено­валась аук­ци­оном по расп­ро­даже иму­щест­ва по­кой­но­го, самым цен­ным из ко­торо­го яв­ля­лись шриф­ты и ти­пог­рафс­кое обо­рудо­вание. Груп­па сов­ре­мен­ных шриф­тов, наз­ванных в честь Га­рамо­на, фак­ти­чес­ки ос­но­вана не толь­ко на ра­ботах са­мого Га­рамо­на, но также на ри­сун­ках шриф­тов его пред­шест­вен­ни­ков, уче­ников и пос­ле­дова­телей.

Ис­то­ричес­ки­ми пред­шест­вен­ни­ками шриф­тов Га­рамо­на счи­та­ют­ся шриф­ты ве­неци­анс­кой (гу­манис­ти­чес­кой) ан­тиквы, в част­нос­ти, те, ко­торы­ми наб­ра­ны книги Иен­со­на и Альда. Ве­неци­анс­кая ан­тиква де­монс­три­ру­ет оче­вид­ное вли­яние гу­манис­ти­чес­ких ру­копис­ных по­чер­ков. По срав­не­нию с ней фран­цузс­кая ан­тиква ста­рого стиля имеет чуть более вы­сокую конт­рас­тность, более ост­рые за­сеч­ки, скруг­ленные в мес­тах при­мыка­ния к ос­новным штри­хам, в целом выг­ля­дит более изящ­ной и менее свя­зана с кал­лигра­фи­ей. Ро­берт Бринг­херст так ха­рак­те­ризу­ет пря­мые на­чер­та­ния Клода Га­рамо­на: «…ве­личест­вен­ные формы вы­соко­го Ре­нес­санса с гу­манис­ти­чес­ким нак­ло­ном осей, уме­рен­ным конт­рас­том и длин­ны­ми вы­нос­ны­ми эле­мен­та­ми». Таким об­ра­зом, шриф­ты Га­рамо­на стоят почти у самых ис­то­ков ти­пог­рафс­кой ан­тиквы, там, где ри­сунок букв уже дос­тиг зре­лой и вы­рази­тель­ной ра­бочей формы, но еще не стал изощ­ренным и вы­чур­ным, сох­ра­няя эле­гант­ность и бла­город­ную не­под­дель­ную прос­то­ту.

Га­рамон был, по-ви­димо­му, пер­вым пу­ан­со­нис­том, ко­торый из­го­товил нак­лонные про­пис­ные знаки в кур­си­ве. В пер­вом ти­пог­рафс­ком кур­си­ве, изоб­ре­тен­ном Аль­дом Ма­нуци­ем и на­резан­ном Фран­ческо Гриф­фо в 1501 году, были толь­ко строч­ные буквы, с ко­торы­ми при­меня­лись пря­мые про­пис­ные мень­ше­го кегля. Га­рамон же был одним из пер­вых ти­пог­ра­фов, ко­торые стали при­менять в одном из­да­нии кур­сивное на­чер­та­ние вмес­те с пря­мым, как до­пол­ни­тель­ное к ос­новно­му на­чер­та­нию, и сог­ла­совы­вать их ри­сунок, таким об­ра­зом, по­ложив на­чало раз­ра­бот­ке гар­ни­туры в сов­ре­мен­ном по­нима­нии.

В XVII веке шриф­ты Га­рамо­на пос­те­пен­но ус­ту­па­ют место гол­ланд­ской и анг­лий­ской ан­тикве ста­рого стиля, затем пе­реход­ной ан­тикве и, на­конец, ан­тикве но­вого стиля Дидо и Бо­дони. Од­на­ко, на­чиная с конца XIX века, с расц­ве­том про­мыш­леннос­ти, по­яв­ле­ни­ем рек­ла­мы и за­рож­де­ни­ем шриф­то­вого ди­зай­на в его сов­ре­мен­ном виде, ху­дож­ни­ки шриф­та вновь об­ра­ща­ют­ся к нас­ле­дию прош­ло­го, в том числе к ра­ботам Га­рамо­на и его сов­ре­мен­ни­ков. В сов­ре­мен­ной ти­пог­ра­фике шрифт Га­рамон ши­роко ис­поль­зу­ет­ся как уни­вер­саль­ная текс­то­вая гар­ни­тура для книж­но­го, жур­наль­но­го и от­части га­зет­но­го на­бора. От­сю­да сле­ду­ет пос­то­ян­но во­зоб­новля­ющаяся по­треб­ность в его новых вер­си­ях, под­хо­дящих к той или иной за­даче по цвету, эко­номич­ности, на­бору зна­ков или от­дель­ным осо­бен­ностям ри­сун­ка.

Пер­вые сов­ре­мен­ные вер­сии шриф­тов Га­рамо­на были соз­да­ны в на­чале ХХ века и их спи­сок по­пол­ня­ет­ся и по сей день. Ха­рак­терно, что одна из вер­сий Га­рамо­на фирмы Linotype (1928) ди­зай­не­ра Джорд­жа Джон­са, на­ибо­лее близ­кая к ори­гиналь­ным га­рамо­новс­ким шриф­там, чтобы от­ли­чать­ся от про­чих мно­гочис­ленных «Га­рамо­нов», была наз­ва­на Granjon в честь Ро­бера Гран­жо­на, млад­ше­го сов­ре­мен­ни­ка Клода Га­рамо­на. Среди мно­гих дру­гих га­рамо­новс­ких вер­сий не­об­хо­димо вы­делить шриф­ты фирм Berthold, Monotype и Stempel, а также гар­ни­туры Sabon (1967) Яна Чи­холь­да и Adobe Garamond (1989) Ро­бер­та Слим­ба­ха. Новая вер­сия Га­рамо­на была не­дав­но раз­ра­бота­на Слим­ба­хом для фор­ма­та OpenType и вы­пуще­на Adobe под наз­ва­ни­ем Garamond Premier Pro (2005). Эта гар­ни­тура вклю­ча­ет мно­гочис­ленные ва­ри­ан­ты, де­кора­тив­ные эле­мен­ты, гре­чес­кие и ки­рил­ли­чес­кие знаки.

Раз­но­об­ра­зие вер­сий Га­рамо­на ос­но­вано на раз­но­об­ра­зии ис­то­ричес­ких про­тоти­пов, ко­торые да­леко не всег­да соз­дал сам Клод Га­рамон. Уси­ли­ями сов­ре­мен­ных исс­ле­дова­телей ис­то­ричес­кая прав­да во мно­гом восс­та­нов­ле­на. Аме­риканс­кая исс­ле­дова­тель­ни­ца Бе­ат­ри­са Уорд в 1926 году пер­вой вы­яс­ни­ла ис­тинное ав­торс­тво так на­зыва­емых «уни­вер­си­тетс­ких шриф­тов», дол­гое время при­писы­вав­шихся Га­рамо­ну. Они были най­де­ны в конце XIX века в па­рижс­ком уни­вер­си­тете Сор­бонна, от­че­го и по­лучи­ли такое наз­ва­ние. Ока­залось, что эти шриф­ты — ра­бота фран­цузс­ко­го пу­ан­со­нис­та на­чала XVII века Жана Жан­но­на (1621), ко­торый был страст­ным пок­лонни­ком Га­рамо­на и за­нимал­ся ти­ражи­рова­ни­ем и пов­то­рени­ем за­меча­тель­ных га­рамо­новс­ких шриф­тов. Тем не менее спе­ци­алист не спу­та­ет ис­тинные ли­теры Га­рамо­на с жан­но­новс­ки­ми: у Жан­но­на более глад­кий, про­рабо­тан­ный кон­тур, он даль­ше от кал­лигра­фичес­ко­го про­тоти­па. Осо­бен­но ярко видны раз­ли­чия на при­мере буквы «а» с кап­ле­вид­ным эле­мен­том у Жан­но­на и уг­ло­ватым кал­лигра­фичес­ким окон­ча­ни­ем — у Га­рамо­на. Не­малая груп­па сов­ре­мен­ных шриф­тов «имени Га­рамо­на» на самом деле соз­да­на по об­разцам работ Жан­но­на. Таким «Жан­но­ном» ока­зались, нап­ри­мер, Deberny & Peignot Garamont, ATF Garamond, Garamond No.3, Simoncini Garamond, Monotype Garamond и дру­гие шриф­ты. А вот Granjon, Stempel Garamond, Berthold Garamond и Adobe Garamond ос­но­ваны не­пос­редс­твен­но на шриф­тах Клода Га­рамо­на.

Среди ки­рил­ли­чес­ких вер­сий Га­рамо­на на­иболь­шую по­пуляр­ность за­во­евал ITC Garamond (Тони Стэн, 1975–91; ки­рил­ли­ца — Алек­сандр Тар­бе­ев, 1993–95). Ри­сунок шриф­та ITC Garamond раз­ра­ботан по мо­тивам гар­ни­туры Garamond No.3, соз­данной на ос­но­ве шриф­тов Жана Жан­но­на. Эта вер­сия имеет су­щест­вен­но ис­ка­жен­ные про­пор­ции по срав­не­нию с под­линны­ми шриф­та­ми Га­рамо­на, уве­личен­ное очко строч­ных, ко­рот­кие вы­нос­ные эле­мен­ты. В связи с этим в кег­лях 9 и 10 шрифт может выг­ля­деть че­рес­чур круп­ным, «бро­са­ет­ся в глаза» и, таким об­ра­зом, не слиш­ком хо­рошо ра­бота­ет в книж­ном на­боре. Вмес­те с тем он от­ли­ча­ет­ся вы­сокой чи­та­емостью в мел­ких кег­лях и бла­года­ря своим изящ­ным фор­мам прек­расно под­хо­дит для ак­ци­ден­ции, жур­на­лов и рек­ла­мы. Гар­ни­тура в ки­рил­ли­чес­ком ва­ри­ан­те нас­чи­тыва­ет 8 ос­новных и 6 узких на­чер­та­ний.

Original Garamond (ори­гиналь­ное наз­ва­ние Stempel Garamond, фирма Stempel, 1925; ки­рил­ли­ца — Гаянэ Баг­да­сарян, 2002) — ки­рил­ли­чес­кая вер­сия од­но­го из самых ис­то­ричес­ки точ­ных Га­рамо­нов. Среди дру­гих вер­сий он вы­деля­ет­ся не­кото­рой уг­ло­ватостью ри­сун­ка (во­об­ще ха­рак­терной для ори­гиналь­ных шриф­тов Га­рамо­на) и тем, что в на­боре он нес­коль­ко тем­нее по цвету, чем ос­новное на­чер­та­ние ITC Garamond. Пока что Original Garamond ис­поль­зу­ет­ся уме­рен­но и по-преж­не­му может быть от­не­сен к числу «не­за­ез­женных» ти­пог­ра­фичес­ких ре­шений. Этот прек­расный текс­то­вый шрифт сос­то­ит из 4 ос­новных на­чер­та­ний и ка­пите­ли. Во всех на­чер­та­ни­ях раз­ра­бота­ны ми­нус­куль­ные цифры, что осо­бен­но оп­равда­но для ан­тиквы ста­рого стиля.

Гар­ни­тура Mysl (Исай Слуц­кер, Свет­ла­на Ер­мо­ла­ева, Эмма За­харо­ва, 1982), раз­ра­ботан­ная на ос­но­ве гар­ни­туры По­литиз­да­товс­кая (Вера Чи­мино­ва, 1966), также имеет в своей ос­но­ве Га­рамон. Гру­бова­тый по форме шрифт в 4 на­чер­та­ни­ях пред­назна­чен для текс­то­вого на­бора. Бла­года­ря хо­рошей на­сыщен­ности он неп­ло­хо выг­ля­дит в мел­ких кег­лях.

Глава Гарамон в книге «Великие шрифты»

Обратная связь:

Прикрепите файл (не более 4 Мб)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Все новости